Размер школьного окна в классе - DOMEG.RU

Размер школьного окна в классе

Выбор пластиковых окон для школы

Требования к установке окон в школу

При установке пластиковых окон в школе нужно следить за тем, чтобы они обеспечивали необходимый уровень комфорта и безопасности. Обращать внимание следует на:

  • светопроницаемость;
  • теплоизоляцию;
  • звукоизоляцию;
  • безопасность;
  • эстетику.

Эти характеристики важны, так как создают в классе условия, подходящие для успешной учебы.

Статистика говорит, что более 15 тысяч российских школ требуют капитального ремонта, где в первую очередь необходимо уделить внимание окнам. Большинство образовательных заведений возводилось 50-60 лет назад, и тогда ставились двойные деревянные рамы. Сначала они хорошо справляются с защитой от холода и сквозняков. Однако постепенно дерево растрескивается, разбухает или иссушивается, створки перестают открываться с прежней легкостью, стекла бьются, звенят от внешнего шума. Появляются сквозняки, конденсат, плесень. Всё это негативно отражается на здоровье ребенка.

Я бы поостерегся отправлять детей в школу, окна которой сильно сквозят и запотевают. Детский иммунитет еще формируется, он не всегда способен в полную силу противостоять грибкам, холоду и бактериям, а они неизбежны в зданиях, требующих ремонта. Большинство этих проблем в школах решают пластиковые окна.

Размеры окон

Пластиковые окна в школах должны быть большими. Рамы из ПВХ способны давать необходимую площадь остекления, которая в образовательных учреждениях выше, чем в жилых. Просторные оконные проемы необходимы для того, чтобы в классах было светло, ведь учеба подразумевает повышенную нагрузку на глаза. Даже рассеянный свет пасмурного неба лучше искусственного освещения.

Не стоит пренебрегать лампами дневного света. Климатические условия России нередко вынуждают оставлять их включенными даже днем. Светильники должны создавать необходимый уровень освещения утром, вечером и в хмурые дни.

Способность окон пропускать свет зависит и от степени прозрачности стеклопакетов. Чем выше это значение, тем светлее будет в классе. Это важно, потому что солнечный свет не только помогает лучше видеть, что написано в учебниках и на доске, но и способствует дезинфекции, а ведь в местах большого скопления людей риск распространения инфекций особенно велик.

Теплоизоляция окна

При ремонте школы пластиковые окна должны избавить от сквозняков, промерзания и запотевания, характерные для деревянного остекления. Достигается это установкой профилей, обеспечивающих полную герметичность. Рядом с окнами должно быть комфортно. Недопустимо, чтобы от них исходил холод. Сквозняки, недостаток тепла приводят к простудам, кроме детей страдает и учитель, что негативно сказывается на качестве образования.

Пластиковые окна в школах должны оснащаться двухкамерными стеклопакетами. Они состоят из трех стекол. При выборе стеклопакета предпочтение следует отдавать конструкциям с энергосберегающими низкоэмиссионными или мультифункциональными стеклами. Так получится поддержать оптимальный микроклимат как в начале или конце учебного года, так и в разгар зимы.

Кто должен ставить пластиковые окна в школе? Местные городские власти. Но, если этот вопрос был решен в кругу родительского комитета, то, собирая деньги и выбирая оконных производителей, лучше отдавать предпочтение компаниям, предлагающим двойной контур уплотнения из качественного EPDM-уплотнителя. Такие «резинки» по периметру стеклопакетов и рам ограждают от проникновения внутрь холодного воздуха, пыли и осадков. Дополнительно они приглушают уличный шум.

Безопасность и удобство пластиковых окон

Одно из главных требований к пластиковым окнам в школах — безопасность. Школьные кабинеты нужно хорошо проветривать. Чтобы избежать опасных ситуаций, оптимальный вариант проветривания — фрамужная створка. Она легко открываются даже учениками начальных классов. Другая полезная опция — микрощелевое проветривание, сводящее сквозняки к минимуму.

Чтобы не пришлось открывать створки, советую установку в школе пластиковых окон с приточными клапанами или системами климат-контроля. Они автоматически поддерживают необходимый уровень влажности и свежего воздуха без заметного охлаждения температуры в помещении даже в морозы.

Устанавливать рамы с широкими распашными створками не рекомендуется. Либо их следует оснащать запорными механизмами, чтобы дети не смогли открыть их самостоятельно. Распространенная мера безопасности — съемная ручка. Она может храниться у учителя, который при необходимости самостоятельно будет открывать окна для проветривания. Другой вариант — ручка с замком либо замочные скважины. Ключ тоже должен находиться у учителя. Подробнее о детской защите на окна читайте тут.

Кабинеты младшеклассников, спортзалы и вестибюли подвергаются повышенному риску со стороны гиперактивных учеников. Нередко они перебрасываются предметами, бегают и ударяются о все поверхности. Чтобы избежать серьезных ран и трагедий, рекомендую устанавливать стеклопакеты с триплексом или закаленным стеклом. Закаленное стекло выдерживает сильные удары, а если разбивается, то на неопасные осколки без острых граней.

Триплекс разбить почти невозможно. От мощного ударного действия он трескается, осколки остаются приклеенными к специальной пленке, которая дополнительно может придавать окну повышенные теплоизоляционные характеристики.

ПВХ-окна для школ изготавливаются в антивандальном исполнении. Это отражается в использовании высокопрочного пластика, который не трескается и легко очищается от загрязнений, надписей ручками, фломастерами, маркерами.

Эстетика и привлекательный вид пвх

Зачастую пластиковые окна в школах изготавливаются из пластика стандартного белого цвета. Но чтобы учеба не была скучной, интерьер класса можно разнообразить. Это особенно полезно для начальных классов. Остекление с применением ПВХ-профилей позволяет выдержать кабинет в любом стиле благодаря ламинированию.

Ламинация представляет собой наклеивание на рамы ПВХ-пленок. Пленки придают профилю требуемый оттенок или текстуру. Технология обеспечивает прочность, износоустойчивость, способность выдерживать солнечные лучи без выцветания. При выборе цветового решения главное — не перебарщивать с яркостью. Достаточно заказать профили пастельных оттенков либо имитирующих натуральное дерево.

Украшать можно и стекла. Стеклопакеты декорируются раскладками, фацетами, витражами. Витражи особенно хороши в начальной школе и садиках. Они поддерживают творческую атмосферу, что улучшает настроение, а следовательно, и способность усваивать материал.

ПВХ-профили многообразны. Из них формируются окна, максимально приближенные по внешнему виду на старые рамы, что важно для сохранения облика школьного здания. Если же администрация хочет отреставрировать школу и сделать ее более современной или необычной, гибкость пластиковых профилей позволяет формировать: арочные, круглые, овальные, треугольные и многоугольные окна.

Нормы, регламентирующие требования к окнам в школе

Чтобы пластиковые окна в школах давали максимум комфорта, необходимо соблюдать определенные требования. В России они регламентируются СНиПами и ГОСТами. Приоритетнее правила ГОСТов. СНиПы вводят поправки по климатическим условиям строительства, поэтому пренебрегать ими все-таки не рекомендую.

Чтобы подобрать пластиковые окна, соответствующие всем требованиям, советую изучить следующие ГОСТы:

  • 23166-99 — об общих технических условиях для оконных блоков;
  • 30673-99, 30674-99 — об общих технических условиях ПВХ-профилей;
  • 24866-99 — о стеклопакетах;
  • 30777-2001 — о створках, способах открывания;
  • 30971-2002 — информация о монтажных узлах примыканий окон к стенам;
  • 30778-2001 — об уплотнителях, их материалах.

Эти ГОСТы содержат информацию о классификации окон по уровню теплоизоляции, звукоизоляции, водо- и воздухопроницаемости, светопрозрачности и расчетах. Чтобы рассчитывать требуемые коэффициенты сопротивления теплопередаче, можно руководствоваться СНиП 23-02-2003 о теплозащите зданий. Для Москвы актуально положение МГСН 2.01-94, где говорится об энергосбережении в столичных условиях.

Нормы предписывают поддерживать уровень относительной влажности в школах на уровне 55%, температуру воздуха не ниже 20 градусов Цельсия, при этом точка росы внутреннего воздуха должна быть не ниже 10,7 градусов Цельсия, чтобы стекла не запотевали. Чтобы обеспечить эти условия при климате средней полосы России, коэффициент сопротивления теплопередачи окон должен составлять не менее 0,55-0,6 м 2 °С/Вт, а лучше — больше. Чем выше это значение, тем теплее окна, ниже вероятность промерзания в сильные морозы и меньше риска образования конденсата, который способствует росту плесени и размножению бактерий.

Насколько выгодны пластиковые окна для установки в школах

Понимаю, что многих родителей наверняка испугает цена действительно качественных пластиковых окон для школы. Однако на детях лучше не экономить. Тем более, что ПВХ-остекление может дать выгоды в долгосрочной перспективе, иначе говоря — окупиться.

1. Улучшение теплоизоляции. Когда исчезнут сквозняки, перестанет тянуть холодом, в классах установится более высокая температура. Учителям не понадобится включать обогреватели, а детям сидеть в куртках — снизятся затраты на отопление. Дополнительно увеличится уровень естественного освещения — свет придется включать реже, что еще даст экономию на электричестве. Дети будут меньше болеть, не придется пропускать уроки.

2. ПВХ-окна «тише» деревянных. Значительно снизится шум от ближайших дорог, выкрики детей на спортплощадках перестанут отвлекать от занятий. Тишина полезна для здоровья.

3. Экологическая чистота в сочетании с простотой ухода. Пластиковые окна в школах не нуждаются в регулярном окрашивании, как старые деревянные рамы. Их достаточно периодически мыть обычными моющими средствами. Оконные профили изготавливаются из экологически безопасного сырья — они не выделяют вредных веществ.

Обращаю внимание, что для наибольшей безвредности лучше устанавливать окна без содержания свинца. Он хоть и находится в связанном состоянии, но для перестраховки советую профили, содержащие вместо свинцовых соединений кальций и цинк – например, Rehau, Veka, KBE, Schuco.

4. Безопасность. Замки-«антидетки» не дадут гиперактивным ученикам открыть створку и выпасть. Ограничители не позволят окну распахиваться слишком сильно от резких порывов ветра. Установка закаленных стекол и триплекса защитят от разбиения и порезов осколками. Чтобы не докучали насекомые, можно установить москитные сетки.

5. ПВХ-окна способны выдержать большие ветровые нагрузки. Они рассчитаны на большое количество открываний и закрываний. Профили служат до сорока и даже шестидесяти лет. Тратиться на краску и заклеивание на зиму не придется. Понадобится только время от времени регулировать фурнитуру и смазывать уплотнители, или менять их раз в несколько лет. Благодаря этому сборы на ремонт школы после установки пластиковых окон могут значительно снизиться.

Таким образом, установка пластиковых окон в школе, на мой взгляд, правильное решение. Оно дает выгоду, способствует улучшению условий для получения знаний, поддержки здоровья, привлекательности облика здания. В светлую, теплую и красивую школу ребенок пойдет с большим удовольствием. Учителю будет легче вести занятия, когда в классе тепло и никто не болеет, а родителям — спокойнее отправлять детей в отремонтированное школьное здание. Поэтому если при ремонте есть возможность выбирать — рекомендую тщательно следить за оконными характеристиками.

Какими должны быть окна для школы

Окна с форточкой

Пластиковые окна с форточкой или фрамугой — это удобно, у них много плюсов.

Можно настроить микропроветривание в помещении. Форточка мала — это позволяет точно отрегулировать количество воздуха, поступающего в квартиру.

Можно не бояться быстрого выхолаживания комнаты и сквозняков. Все дело в расположении. Холодный воздух, опускаясь, прогревается, воздухообмен происходит плавно.

Из-за того, что дверца находится высоко, маленькие дети не смогут высунуться из окна. А еще они оберегают любопытных кошек.

Люди пожилого возраста не могут понять куда крутить ручку на поворотно откидном окне. Форточка им привычнее.

Форточку можно открывать, даже если весь подоконник заставлен цветами, книгами, плюшевыми мишками.

В домах с большими окнами створки часто провисают. Здесь полезно сделать маленькую форточку — она не провиснет.

На нее можно установить гребенку — это позволит фиксировать маленькую створку в заданном положении. Можно монтировать климат контроль. Как и на все окошки сюда ставят москитные сетки.

Есть и ложка дегтя. Фрамуги и прочие маленькие створки сильно сокращают светопроницаемость. Люди с небольшим ростом вынуждены подставлять стулья чтобы добраться до ручки.

Способы врезки

Форточки бывают запланированные заранее и установленные по факту. Когда заказчик сразу покупает пластиковые окна с форточкой, он лишает себя проблем.


Бывает, окно стоит лет 10 а потом туда решают врезать форточку. Многие думают что это простая операция. На деле это сложно — мы этим не занимаемся. И вот по чему.

Допустим, есть окно, в нем две створки. Появилось желание врезать микростворку. Значит, нужен кусок профиля для нового импоста (будущая перегородка).

Допустим, вы забыли что за профиль у вас и маркировки на нем нет. Профилей на рынке около 40 и все похожи. Возможно, ваш профиль сняли с производства. Уже сложности.

Теперь, нужно заказать на производстве 2 стеклопакета. Старый нельзя перерезать пополам. Хотя, можно, при этом вы потеряете герметичность и инертный газ улетит в атмосферу.

А еще нужен кусок профиля для створок, станок, который, сваривает профили, станок для врезки ручек и два комплекта фурнитуры.

У меня масса вопросов к тем, кто пишет что в готовые окна можно врезать форточку. Изделие с форточкой проще заказать новое с завода.

Виды открывания

Форточки имеют три режима открывания. Это поворотный, поворотно-откидной и фрамужный.

Поворотный — когда распахивается, например, слева направо. Поворотно-откидной — когда еще и верхняя часть створки может отодвинуться от рамы на 8 — 12 см.

Фрамужное открывание похоже на откидное. Отличается тем, что фрамуга имеет полноценные петли по нижнему краю. Открывается одним способом и может открываться до конца.

Для каких комнат они нужны

Окна с форткой больше нужны в спальне и на кухне.

В спальне мы постоянно нуждаемся в свежем воздухе. Многие любят открывать окошки на ночь. Часто на микроокно ставят москитную сетку. В течение лета эта дверка постоянно открыта.

Читайте также  Почему свистят пластиковые окна

На кухне окно с форткой нужно для удаления запахов от плиты. Все знают — теплый воздух поднимается вверх. Дверка под потолком помогает оттоку теплого воздуха при этом холодный воздух в кухню не попадает.

И на кухне, и в комнатах, мы любим использовать подоконник по максимуму. На нем много цветов, коробок, здесь любят сидеть кошки. Створка под потолком дружно уживается со всеми.

Размеры форточек для пластиковых окон

Размеры ограничены видом профиля и фурнитуры. Говоря простым языком чем больше размер тем проще сделать.

Мы делаем изделия разных размеров. Самые маленькие сворки имеют габаритный размер 400*450 мм. При этом проем с открытой своркой равен 350*400 мм . Эти изделия имеют поворотную фурнитуру. Минимальные размеры створок с поворотно откидной фурнитурой 450*450 мм при этом проем с открытой своркой равен 400*400 мм.

Форточка визуально мала. При этом окошко будет стоить на порядок дороже. Все дело в сложности.

Например, возьмем обычное двустворчатое окно, обе створки в нем открываются. Если добавить к нему форточку, то створок станет три. А значит, три стеклопакета, три комплекта фурнитуры, и времени рабочий затратит на маленький механизм как на обычный.

В среднем форточка добавляет к стоимости окошка 2000 — 3000 р.

Требования к естественному освещению

В
учебных помещениях следует проектировать
левостороннее естественное освещение.
При двустороннем освещении, которое
проектируется при глубине учебных
помещений более 6 м, обязательно
устройство правостороннего подсвета,
высота которого должна быть не менее
2,2 м от потолка. При этом не следует
допускать направления основного
светового потока впереди и сзади от
учащихся.

В
учебно-производственных мастерских,
актовых и спортивных залах также может
применяться двустороннее боковое
естественное освещение и комбинированное
(верхнее и боковое
).


учебных помещениях при одностороннем
боковом естественном освещении
коэффициент естественной освещенности
(КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от
стены, противоположной световым проемам.

-Неравномерность
естественного освещения помещений,
предназначенных для занятий учащихся,
не должна превышать 3:1.

-Ориентация
окон учебных помещений должна быть на
южные, юго-восточные и восточные стороны
горизонта. На северные стороны горизонта
могут быть ориентированы окна кабинетов
черчения, рисования, а также помещения
кухни, ориентация кабинетов вычислительной
техники – на север, северо- восток.

-Светопроемы
учебных помещений оборудуются
регулируемыми солнцезащитными
устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов.

-Шторы
из поливинилхлоридной пленки не
используются.

-Для
отделки помещений используются материалы,
создающие матовую поверхность с
коэффициентом отражения:

-для
потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для
пола – 0,3 –0,5. Следует использовать
следующие типы красок:

-для
стен учебных помещений – светлые тона
желтого, бежевого, розового, зеленого,
голубого;

-для
мебели (парты, столы, шкафы) – цвета
натурального дерева или светло-зеленый;

-для
классных досок – темно- зеленый, темно-
коричневый;

-для
дверей, оконных рам – белый.

-Для
максимального использования дневного
света и равномерного освещения учебных
помещений рекомендуется сажать деревья
не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от
здания;

-не
закрывать оконные стекла; не расставлять
на подоконниках цветы. Их следует
размещать в переносных цветочницах
высотой 65 – 70 см от пола или подвесных
кашпо в простенках окон.

-Очистку
и мытье окон проводить два раза в год:
осенью и весной.

Естественная вентиляция помещения школы

К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

  • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
  • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
  • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
  • через форточки и фрамуги.

Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

  1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
  2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
  3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
  4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

В осеннее и зимнее время проветривать кабинет в присутствии учащихся строго запрещено

Как и в дошкольных учреждениях, так и в школах на одного ребенка предусматривается около четырех-четырех с половиной кубометров воздуха при условии, что проветривание проводится каждый академический час.

Фрамуга в пластиковых окна глухая и створчатая

Элемент оконной конструкции, расположенный в верхней горизонтальной части профиля пвх, называется фрамуга. Она может быть глухой либо открывающейся (створкой).

Фрамуга делает уход за окнами удобней. Высокое окно со стандартнами створками — это большой вес, распределенный на фурнитуру. В результате механизма изнашиваются быстрее. Фрамужная рама отделяет верх окна и позволяет использовать стандартные створки в домах с высокими потолками. Также фрамуга может выполнять роль форточки.

Декоративные свойства оконной фрамуги оценят дизайнеры. С этим элементом окну из пвх можно придать абсолютно любую форму: арка, многоугольник, трапеция.

Фрамугу можно разделить импостами, добавить витражное оформление и придать всему зданию оригинальный облик. В типовых панельных домах у проектировщиков не так много маневров для создания особенного дизайна, а фрамуги на окнах способны придать многоэтажке вид постройки с индивидуальной архитектурой.

Глухие фрамуги дешевле в производстве и установке, но их минус — сложность ухода. Мыть такую фрамугу с внешней стороны проблемотично.

Поэтому фрамуга-форточка более популярна. Такая конструкция имеет режим проветривания с эффектом вытяжки, которая перемешивает теплые и холодные воздушные потоки, устанавливая в помещении комфортную и свежую атмосферу.

Фрамужная створка может открываться и вверх, и вниз. Фурнитура используется в основном стандартная. Но существует и специальная фрамужная фурнитура, в том числе автоматический механизм открывания. Специальные приспособления позволяют регулировать ширину открытья створки.

Подобно обычным пластиковым окнам на фрамугу можно ставить москитную стенку и другие аксессуары для ПВХ-профилей.

Советы по установке фрамуги:

  • Зимой можно не открывать створки для проветривания, а открыть фрамугу — это исключит сквозняки.
  • Открывающиеся фрамуги могут быть самостоятельной конструкцией. Такие фрамуги часто используются в гаражах, подсобках, прачечных. Это позволяет проводить частое и длительное проветривание помещения.
  • Створку фрамуги нельзя сделать слишком маленькой. Рекомендованные размеры от 40 см по высоте и 60 см в ширину.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

Наружная
температура,
°С

Длительность
проветривания, мин

В
малые перемены

В большие
перемены и между сменами

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Состав помещений школьных зданий принимается в соответствии со спецификой содержания образования, вместимостью и требованиями организации учебно-воспитательного процесса.

Все группы помещений должны быть расположены в здании по возможности изолированно друг от друга, но в то же время удобно связаны между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Учебные помещения включают классные помещения, учебные кабинеты с лаборантскими, лаборатории с лаборантскими, кабинет технических средств обучения (ТСО), кабинет начальной военной подготовки.

Классные помещения, кабинеты и лаборатории следует объединять в учебные секции, в которые входят 3. 4 (допускается до 6) классных помещения или кабинеты и лаборатории (определяется в зависимости от количества потоков), рекреация и санитарные узлы (допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций) (IV. X классов).

Секции образуют блоки для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Рекреационные помещения, предназначенные для одной группы, не должны быть проходными для учащихся других групп. Учебные секции для подготовительного и I-III классов должны быть обособленными.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, определяющими во многом его качества. Учебный класс в общеобразовательной школе рассчитывают на размещение 40 учащихся на одно- или двухместных партах и рабочего места учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 1,25 м2 на одного учащегося, площадь специализированного кабинета, исходя из нормы 1,5 м2 на место.

В настоящее время в отечественной проектной практике применяют три типа классных помещений: продольный класс размером 9X6 со сплошным ленточным остеклением вдоль наружной стены, выполняемый в любых конструкциях;

поперечный класс размером 6X9 со сплошным остеклением вдоль наружной стены и дополнительным подсветом, применяемый только при конструкции с поперечными несущими стенами;

квадратный класс, размеры сторон которого колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации используют для строительства школьных зданий каркасной конструкции или с поперечными несущими стенами (рис. 1).

Применение поперечного класса оправдано при меньшей наполняемости класса, когда рабочая зона составляет квадрат 6X6 м. Если в классе размещают 40 учащихся, создаются неблагоприятные условиях для восприятия классной доски с первых крайних парт.

Во всех видах классов окна должны располагаться слева от сидящих учащихся, площадь окон должна быть не менее 25% от площади пола. Наличие окон или верхних фрамуг в противоположных стенах, даже если эти окна будут выходить в рекреацию, или дополнительного подсвета сверху способствует более равномерной естественной освещенности, увеличивает ее интенсивность, позволяет лучше проветривать помещение.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего количества классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух-или одноместные парты или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стенки класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая решается как дверца шкафа.

Усложнение учебных программ, интенсификация учебного процесса потребуют особых условий для организации пространства классных помещений и учебных кабинетов. Постепенно будут осуществляться их модернизация и совершенствование.

Лаборатории физики и электротехники, химии, биологии должны иметь площадь 66. 72 м2. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.

Лаборантские комнаты (площадью 18 м2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы.

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т. п.).

По форме рекреационные помещения могут быть коридорного и зального типов. Последняя более удобна. Рекреация коридорного типа должна иметь ширину не менее 2,8 м. В зальных рекреациях с торцовым освещением глубина не должна превышать трех ее высот. Одна рекреация обслуживает 2. 6 классных помещений и принимается площадью 24 м2 на один класс.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством.

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков — один унитаз и один писсуар на 40 человек и один умывальник на 60 человек; для девочек — один унитаз на 30 человек и один умывальник на 60 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,1 м2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в открытых кабинах размером 0,8Х 1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,75 м.

Читайте также  Можно ли убрать пожарную лестницу на лоджии

Информационно-технический центр школы — это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения (ТСО) и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с ТСО, относятся кабинеты технических средств обучения (КТСО), учебные кабинеты с обучающими машинами, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека войдет в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации — магнитофонными лентами, микрофильмами, слайдами и т. д. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения — это учебные мастерские для мальчиков IV. VIII классов по обработке металла и дерева с инструментальной при них, кабинет для девочек IV. VIII классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума IX. X классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения — спортивный зал, раздевальни, душевые и уборные-разделены для мальчиков и девочек, комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря.

Размеры и количество спортивных залов определяются вместимостью школ. Для школ вместимостью до 18 классов включительно принимается зал размером 9X18 м; 18. 33 классов-12Х24 м; на 44 класса — два спортивных зала размером 12X12 и 12X24 м; на 66 классов — 12Х 12 и 15X30 м.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы.

Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Помещения культурно-массового назначения — это универсальный зал для малышей и актовый зал. Пги условии дифференциации учащихся на возрастные группы в крупных школах возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельности, игр и т. д. Площадка такого зала должна быть размером 12X12 м. При зале необходимы помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, киноаппаратная).

Актовый зал — киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; внеурочное время — для различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 20. 25% общего количества ученических мест, а площадь -0,6 м на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены эстрада, киноаппаратная на два проектора, радиоузел, уборная и умывальня.

В крупных школах спортивный и актовый залы рекомендуется выделять в отдельный блок с устройством вестибюля с гардеробом. При этом блок зальных помещений должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

Столовую проектируют в школах на 360 учащихся и больше. В школах с меньшим количеством учащихся устраивают буфеты.

Пищеблок включает следующие помещения: обеденный зал, кухню, овощной и мясо-рыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала.

Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в четыре посадки (смены), т.е. по две посадки в течение двух перемен. При этом площадь зала определяют по норме 0,65 м2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один на 20 мест в зале).

Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной-тарной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать з подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

Вспомогательные помещения — вестибюли и гардеробы — проектируют по-разному: единый вестибюль для всей школы с обидим гардеробом; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, рассредоточенные гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях.

Площадь вестибюля с гардеробом с самообслуживанием принимают из расчета 0,25 м2 на одного учащегося. Из них на вестибюль-0,1 м2, на гардероб-0,15 м2. При наличии обслуживающего персонала площадь гардеробной рассчитывают по общей норме.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устройство одного вестибюля с гардеробом, в крупной школе следует устраивать отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г стремя дверями; в I (кроме указанных выше подрайонов), II и III климатических районах — с двумя дверями, в IV с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, связанных с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью удобно размещать рядом с учительской.

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Какими должны быть окна для школы

Дню учителя посвящается

5 октября в России празднуется День учителя. Оконный рынок активно задействован в программе глобальной реконструкции московских школ и федеральной программе «Школа 2025». Для удобства и эффективности учебного процесса очень важно выбрать правильные окна. Каким требованиям должны соответствовать окна для школы, разбирается портал ОКНА МЕДИА.

Какие окна поставить в школу

Программа реконструкции московских школ затрагивает полную перестройку зданий, которые возводились по типовым проектам при застройке спальных районов еще 50-60 лет назад. В целом по России, согласно статистике, 15 000 школьных зданий изношены более чем на 50%. Устаревшее оборудование и ветхие стены заменит новый яркий эргономичный дизайн, фасады с масштабной площадью остекления и удобные интерьеры. Эти новшества должны способствовать модернизации самого учебного процесса, улучшению психологической атмосферы в школе, ее открытости и развитию.

Фото: свет, безопасность, качество — необходимые требования к окну в школе

Свет, тепло, безопасность, комфорт и дизайн – важнейшие условия для комфортной учебы в классе. Если учитель и ученики испытывают физический дискомфорт от недостаточной освещенности помещения, сквозняков или духоты, что напрямую связано с качеством окон в учебном помещении, говорить о погружении в предмет и внимании к содержанию урока не приходится.

Окна должны большими: дневной свет – лучше для учебы нет

Площадь остекления в школах всегда отличалась от обычных жилых помещений, в современных проектах оно превышает даже привычные для старых школ большие размеры. Ведь основное предназначение окна – пропускать свет. Максимальная освещенность помещения дневным светом – одно из важных требований, предъявляемых к окнам в учебных заведениях, по ряду причин.

Во-первых, солнечный свет – хороший антисептик. Его поступление убивает пагубные микроорганизмы, что особенно важно в местах скопления большого количества людей. Во-вторых, дневной свет помогает сохранить зрение. Даже слабый рассеянный дневной свет создаст положительный фон для зрительного восприятия информации. В-третьих, прозрачный покров формирует открытость и связь с внешним миром, что благоприятно влияет на внутреннюю атмосферу и психологическое самочувствие всех посетителей школы.

Лампы дневного света неизбежно будут использоваться большую часть года в силу климатических особенностей России, однако свето-прозрачные конструкции школы должны быть готовы максимально впустить солнце и свет в просторные классы.

Окна должны быть теплыми

К оконным конструкциям для остекления школы должны применяться повышенные требования по теплосбережению, поскольку здоровье школьников не должно подвергаться рискам.

Фото: окна в новых школах должны надежно защищать от сквозняков весь год

Первое, что должно строго соблюдаться – это абсолютная герметичность установленных фасадных конструкций. Ученикам и учителю должно быть комфортно и безопасно находиться вблизи окон без риска простуды от сквозняка. Недопустимо, чтобы сидящие к окна школьники, ощущали холод, влажность или сквозняк, что, к сожалению, не редкость при установке новых ПВХ-конструкций.

Проблема холода и сквозняков в холодное время года, связанная с некачественным исполнением и установкой алюминиевых конструкций большого размера, наблюдается и сейчас в новых школах. Применение некачественных оконных конструкций ведет к простудам.

Теплое окно для школы должно включать: оконный профиль среднего класса (системы от 70 мм) или премиум класса (системы от 80 мм), 2-хкамерный стеклопакет (включает 3 стекла) с низкоэмиссионнным стеклом (теплое стекло с серебряным покрытием) либо мультифункциональным стеклом (для сохранения комфортного микроклимата в холодное и жаркое время года), качественный epdm уплотнитель для надёжной и долговременной защиты в помещении.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует:

Окна должны быть безопасными и удобными

Помещения классов нужно регулярно проветривать. Учитель вынужден выбирать между свежим воздухом для эффективной работы мозга и ростом простудных заболеваний среди учеников. Насквозь открытое окно небезопасно не только для здоровья, но и для жизни учеников. В старых деревянных окнах, обязательным пунктом раскладки были верхние фрамуги или форточки, обеспечивающие безопасность. Сложность состояла в том, чтобы легко и быстро открыть и закрыть их.

Фото: фрамужная створка в окне обеспечит безопасное проветривание

Нынешние технологии производства окон позволяют выбрать оптимальную конфигурацию окна, где предусмотрена верхняя фрамужная створка с удобной ручкой в нижней части окна. Такое окно сможет безопасно и легко открыть даже самые маленькие ученики образовательных заведений. На остальных створках для обеспечения безопасности жизни школьников необходимо предусмотреть ручки с ключом, который будет надежно храниться у преподавателя. Современная конструкция окна с фрамужной створкой позволяет открыть ее на микропроветривание.

Для пространств, где возможна большая активность – как спортзал и рекреации – оптимально установить закаленный триплекс, который может выдерживать максимальные механические нагрузки и обеспечить безопасность учащихся.

Окна должны быть красивыми

Создать радостную атмосферу в помещении, во дворе школы, на ее территории поможет множество дизайнерских решений в области окон. Применение витражей позволит создать творческую атмосферу и стать ярким украшением школьного интерьера. Использование цветных декоративных стекол также позволит украсить внутреннее пространство школы.

Фото: новая школа в Гагаринском районе Москвы

Современные технологии производства пластиковых окон позволяют подобрать любой оттенок оконных рам и створок с помощью ламинации, окрашивания, специальных накладок, что позволяет оптимально вписать окно в стиль школьного интерьера.

Фото: интерьер школы в Царицыно № 548 (колхоз им. Ленина); широкое применение стекла соответствует нормам безопасности и при этом объединяет школьное пространство, создает ощущение демократизма, свободы и творчества

Главное выбрать правильные окна

Современные оконные технологии позволяют сделать для школы окна, максимально отвечающие одновременно требованиям красоты и условиям безопасности. Оптимальные конструкции будут дороже «экономичных», но кто экономит на детях? Важно сразу выбирать качественные пластиковые окна, а не выжимать из оконных компаний наиболее экономичные варианты, после установки которых и детям, и учителям очень не комфортно находиться в классах и других помещениях школы.

Если в жилых новостройках собственники квартир могут сами поменять некачественные окна, то в школе этим заниматься некому. Вопрос установки качественных окон в учебных заведениях – зона ответственности государства. Именно оно отвечает за безопасность своих несовершеннолетних граждан.

Остается надеяться, что чиновники тщательно подойдут к выбору подрядчиков для окон в новых и подлежащих реконструкции школьных учреждений. А школьники и учителя будут наслаждаться всеми преимуществами новой архитектуры и дизайна, а не мучиться каждые девять школьных месяцев в течение десяти лет обучения из-за оконных сквозняков.

Остекление школ и детских садов: виды и требования

Как бы ни было сложно уложиться в бюджетные деньги. ежегодно выделяемые на детские государственные учреждения, остекление школ и садиков медленно, но уверенно происходит, фасады зданий преображаются, старенькие деревянные окошки превращаются в красивые, сверкающие белизной пластиковые. Конечно разница ощутима, герметичность видно не вооруженным взглядом, но какие же всё-таки требования выдвигаются к сырью и самой конструкции.

Большую часть дня дети проводят на своей работе, в каждом возрасте на них возложена определённая задача, а задача взрослых создать максимально комфортные условия для подрастающего поколения.

Читайте также  Оконные петли для деревянных окон

Требования к остеклению детских учреждений

Для специализированных помещений разработаны Санитарные нормы и правила, которые прописаны в ГОСТах. Обязательным условием является наличие сертификатов на производимые детали, фурнитуру, стеклопакеты. Хоть и бытует мнение, что при нагревании используемый материал выделяет вредные для здоровья соединения, это необоснованные слухи, но наличие документального подтверждения, в котором подтверждено соответствие материала санитарно-гигиеническим нормам, необходимо и закрывает вопрос сомнений полностью. Также существует пять требований, которые выдвигаются к стеклопакетам в детских комнатах:

  • Энергосбережение
  • Защита от сквозняков. Должна быть система щелевого проветривания. Причем щель должна быть около 7 миллиметров и располагаться под потолком, чтобы ни было у детей свободного доступа к ней. Можно также установить окна с воздушными клапанами или оснащённые системами автоматической вентиляции.
  • Защита от тополиного пуха, насекомых и пыли. Рекомендована антимоскитная сетка.
  • Защита от стёкол в случае если разобьётся. Триплекс — многослойное стекло, не рассыпающееся, а трескается в виде паутинки и исключает травматизм от разлетающихся осколков.
  • Использование ручки с ключом, чтобы избежать случайных открываниq. Рекомендовано со съёмной ручкой.
  • На здоровье и комфорте детей лучше не экономить, так как нарушение при изготовлении, в первую же зиму проявит себя не лучшим образом. Холод и сквозняки, проникающие сквозь щели — это показатель недобросовестных умельцев.
  • Немаловажное значение имеет однородность материала
  • Поверхность не должна иметь шероховатостей и разводов. Должен быть устойчив к перепадам температуры, влаге, кислотам и маслам и не иметь постороннего запаха. Обращают внимание на уплотнитель. Более долговечным считается из каучука и силикона.
  • Поскольку конструкция громоздкая, фурнитура не должна быть хлипкой.
  • Для детских дошкольных учреждений тип открывания конструкции, должен быть максимально безопасным, как вариант подойдёт откидное окно. Часто его используют как фрамугу с глухим окном. Или раздвижной пакет с замком, но проветривание в присутствии детей невозможно.
  • Профили классифицируются по классам. Бывают А, В, С. В нашем случае подходит только А, так как они удовлетворяют все требования.
  • Когда стал вопрос о выборе, руководствоваться нужно техническими характеристиками и заострить внимание на сроке эксплуатации, который может быть у хороших производителей 50-60 лет. Если отталкиваться от цены, то экономия может оказаться призрачной.

Хотелось бы добавить, что большую и важную роль играет способность пропускать свет, для этого даже в старых постройках можно заметить, что окна нестандартные, а больше чем в квартирах и жилых домах на 25%. Стекло играет непоследнюю роль, и оно должно быть лучшим из предлагаемых. Рекомендовано М-1, хорошего качества, с самым маленьким оптическим искажением и имеющее минимум структурных дефектов. Изготавливается по ГОСТу 111-90 и соответствует европейскому стандарту EN-572-2.


Важными критериями при выборе стеклопакетов, является шумоизоляция, что позволяет детям сконцентрироваться на чем то важном и не отвлекаться на посторонние шумы извне, а именно шум машин, стройки.

Панорамные окна в школах и детских садах

Добиться такого результата удаётся за счет замены непрозрачных частей стены, перегородок на стекло. Этот фокус визуально делает помещение больше и светлее, а соответственно даёт возможность экономить электроэнергию.

Стандартом ГОСТ 30673-99 рекомендуемые пакеты могут быть только двухкамерные, иногда камер три, решение принимается исходя из климатических условий региона. Соответственно более южным городам нет необходимости устанавливать двухкамерные стеклопакеты. И могут быть по пропускной способности света солнцезащитными, что также можно учесть при расположении оконных ниш на солнечной стороне, тонированными и ударостойкими по прочности, недопустимо рассыпание стекла на осколки.

Существует рейтинг по продажам изделий производителей, зарекомендовавших себя на рынке производства и реализации качественных окон из различных подтверждённых пакетом документов, экологичных, высококлассных материалов. Наличие сертификата ISO-9001, гарантирует контроль на всей линии производства профиля по системе качества менеджмента.

В оконном бизнесе существует здоровая конкуренция, что также важно при становлении цены и поддерживает уровень качества. Самыми популярными и востребованными потребителями, считаются уже известные в потребительских кругах:

  • VEKA. Есть сертификат ISO 9001: 2008, сырьё и готовая продукция производится согласно нормам и отмечена знаком качества RAL. Выпускают 6 профилей от трёх до 6-7 камер.
  • KOMERLING.
  • KBE. Немецкая фирма. В наличии по ISO. Качество товара отличное, но цена значительно ниже чем у предыдущих брендов. Производят 7 видов камер. Три, пять, шесть камер и «Эталон+» — модификация «Эталон» с добавочной камерой, 127 мм. — монтажная ширина, «КБЕ- Эксперт» — монтажная ширина 127 мм.
  • Профиль SALAMANDER. Средняя по продажам немецкая компания, но профиль производится в Германии. Качество, дизайн — европейские. Дорогое удовольствие. Выпускают три вида профильных систем с 3,4, 5 камерами.
  • MONBLANC. Известный бренд на территории СНГ. Обширная дилерская сеть. 15 лет на рынке. Хорошее качество, большой выбор и умеренная цена. Сертификат ISO отсутствует. Семь линеек продукции.
  • SCHUKO.
  • REHAU. С 2002 года на рынке производства окон. Немецкая компания. сертифицированная международными экспертами. Качество и гарантия производителя их основное отличие. Выпускают 7 видов профиля,
  • PROPLEX. Полный цикл производства. Сотрудничали с австрийской компанией по инновациям в оконных системах.
    Международные сертификаты отсутствуют, но стоимость приятно радует. Шесть видов профилей. Три, четыре и пять камер. Пять линеек продукции.
  • DECEUNINCK. Концерн Бельгийский. Продукция высококлассная. Стоимость высокая. Сертификатов по системе ISO нет, что странно для европейской фирмы.
  • СОК. Своего производства нет, но производят на заводе, сертифицированном Profine и международные требования соблюдаются. Выбор товара небольшой. Цена завышена. Выпускают всего два вида фирменных профилей.
  • LG CHEM.
  • KALEVA. Производство самостоятельное. Москва. Красивый, подкупающий дизайн и среднее качество. Выпускают две классические и три дизайнерские профильные системы.

Из вышеперечисленного, можно отбросить производителей не имеющих полный пакет документов. подтверждающих исключительность материалов, хоть это делает иногда продукцию дешевле и остановить свой выбор на гарантированно проверенных брендах.

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.

Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений — классов.

В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших — не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).

Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.

Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).

Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры — от 16 кв. м и более.

Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.

Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого — в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.

При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе — под навесом или на открытом месте школьного участка.

Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.

Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.

Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.

Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.

Библиотека — книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.

Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.

Буфет или столовая — весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.

Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.

Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.

Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.

Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём. Это несложно, но и требует знакомства с условными обозначениями, принятыми при составлении планов.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: