Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна - DOMEG.RU

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Девушка, читающая письмо у открытого окна — Вермеер

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» была написана Яном Вермеером в 1657 году и в настоящее время хранится в Галерее Старых мастеров в Дрездене. Эту небольшую вещь (83 х 64,5 см; холст, масло) принято относить к раннему периоду творчества голландского художника — однако само слово «ранний» (в значении «несовершенный») вряд ли уместно применительно к мастеру, любая картина которого как раз отличается совершенством и законченностью каждой детали. Вермеер, кажется, уже родился зрелым мастером. Этому способствовала и крайне неторопливая манера работы художника — он запросто мог посвятить написанию одной картины полгода, год, а в некоторых случаях, и больше — и, как свидетельствуют недавние исследования, поистине научный подход к самому процессу создания картин.

Если проводить литературные аналогии, картины Вермеера напоминают текст, в котором, после напряженной и мучительной работы над ним, нельзя поменять ни одного предложения, ни единого слова и ни крошечной запятой. Все части литературного пазла, встали наконец на свое единственно возможное место, и убрать ни одну из них нельзя — иначе разрушится вся конструкция.

Таковы и картины Вермеера, где каждая деталь имеет значение, четко определенное место и существует не сама по себе, но в заданном заранее художником взаимодействии с другими элементами картины. Так, в «Девушке, читающей письмо» край рамы снизу намеренно уводит вгляд зрителя к спинке стула, откуда он автоматически перемещается к смысловому центру картины — ярко освещенному письму в руках читающей его девушки.

Правая створка окна раскрыта ровно в той степени, чтобы в стекле мы видели отражение лица девушки; занавес на переднем плане справа по цвету гармонирует с деталями одежды героини, а изгиб занавеса повторяет форму изгиба ее рукава.

Детали в картинах Вермеера имеют первостепенное значение, поскольку зачастую голландец изображает одного единственного персонажа, погруженного в молчаливое интимное занятие, и раскрыть истинную суть происходящего (или не-происходящего) возможно только через разбросанные там и здесь в интерьере «подсказки».

Так, бордовая-красная занавеска невольно вызывает мысли о любовной страсти, а открытое окно — о желании персонажа вырваться на свободу из гипотетического, но вполне возможного домашнего или семейного плена. Это заставляет думать о том, что письмо, которое читает миловидная блондинка — скорее всего от жениха или, упаси Бог, любовника.

На это же недвусмысленно намекает и передний план картины, где на столе, накрытом богатым турецким ковром, мы наблюдаем блюдо с яблоками и персиками, а рядом с ним — еще один персик, разрезенный надвое. Яблоки, персики, греховная Ева, соблазненный Адам, изгнание из Эдема — этот запрограмированный Вермеером ассоциативный ряд не оставляет сомнения в подлинном смысле картины, который открывается исподволь, незаметно для зрителя — что сродни самому настоящему волшебству!

Примечательно, что зеленоватый занавес слева изначально не существовал — Вермеер написал его позже, чтобы скрыть купидона — вероятно, художник посчитал, что с купидоном разгадка смысла картины будет слишком очевидной. Впоследствии Вермеер неоднократно использовал занавес в других своих работах, считая, его крайне важным элементом интерьера, повышающим интерес к тому, что изображено на картине.

Согласно дреневгреческой легенде, как-то художники Зевскис и Паррасий поспорили на предмет того, кто из них более искусен в живописи, и устроили, как сейчас говорят, «батл». Зевскис, уверенный в победе, изобразил кисть винограда, столь реалистичную, что птицы тут же прилетели клевать ягоды. Торжествуя, Зевскис отправился к Паррасию, чтобы посмотреть, что «наваял» его соперник, однако никакой картины в мастерской Паррасия не увидел.

-Ну, и где твой «шедевр»? — поинтересовался у коллеги самоверенный грек, на что Паррасий смиренно отвечал:

-Вот там, за занавесом. Открой и погляди!

Зевскис попытался отдернуть занавес — и понял, что занавес нарисован! Так в споре победил Паррасий: ведь Зевскису удалось обмануть неразумных птиц, а Паррасию — человека!

Отметим, что страть Сальвадора Дали к изображению всевозможных занавесов, покрывал и драпировок была, без сомнения, подсмотрена каталонским художником у своего величайшего кумира — Вермеера. Дали ценил драпировки прежде всего за то, что они усиливают загадочность сюжета — а ощущение мистики и тайны Дали считал непременным атрибутом всякого шедевра.

Долгие годы авторство Вермеера было утеряно, и картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна», приписывали то Рембрандту, то Питеру де Хооху. Приписывали не без оснований: именно Рембрандт ввел в живописный обиход изображение фигуры у окна, погруженной в чтение письма, а Питер де Хоох в одной их своих картин («Спальня») изобразил точно такой же стул с деревянными резными львами на спинке. Тем не менее, в 1860 году картина вновь была атрибутирована как произведение Вермеера Делфтского — шедевр обрел, наконец, своего подлинного автора.

Кстати, эта работа Вермеера послужила источником вдохновения для Сальвадора Дали при работе над «Исчезающим изображением» — картиной, которую сегодня можно увидеть в Театре-музее Дали в Фигерасе.

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Новости
    • По материалам европейских СМИ
  • Политика
    • Постсоветское пространство
    • Германия
    • Мир
  • Социальные вопросы
    • Пенсии
    • Разное
  • Иммиграция
    • Интеграция
  • Экономика и финансы
    • Экономическое сотрудничество
    • Банки и фонды
  • Работа
    • Поиск работы
  • Собственное дело
    • Открытие и ведение дела
  • Образование
    • Детское многоязычие
  • Общество
    • Этика
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Автомобиль
  • Здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Знать свой организм
    • Новое в медицине
    • Медицинское законодательство
    • Болезни
  • История
    • История Германии
    • Германо-российские связи
    • Люди, вошедшие в историю
    • Памятные даты
  • Культура
    • Живопись
    • Деятели культуры
    • Литература
    • Выставки и музеи
  • Путешествия
    • Путешествия по Европе
  • Досуг
    • Юмор
    • Хобби, увлечения
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

«ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА»

Галерея шедевров

Ирина Уманская (Коттбус)

Великий голландский художник Ян Вермеер Дельфтский прожил недолго, всего 43 года, и написал не много картин, но каждая из них — шедевр, вошедший в историю мировой живописи.

Гениальная простота

Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов.

Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении.

Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем. В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному». Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой.

Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента.

Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

Волшебник света и цвета

У Вермеера свет не только падает на освещенные предметы, он будто проходит сквозь них. Свет окутывает фигурку девушки, он способствует возникновению чувства отрешенности от мира. Но Вермеер — и волшебник тени! Тень от рамы на стене и на отражении лица на стекле, тень от фигуры — они создают световоздушное пространство.

Вермеер был гениальным живописцем. Всю жизнь он экспериментировал с техникой живописи, был одним из первых художников, кто стал применять чистые цвета спектра. Нужно учесть, что у Вермеера, как и у других художников XVII века, была очень ограниченная палитра красок, но в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, лессировкой и другими приемами он сумел добиться таких результатов, которые по праву ставят его имя в ряд величайших колористов мировой живописи.

Читайте также  Как увеличить зазор между дверью и коробкой?

Присмотритесь, как написаны желтые полоски на жакете девушки. Художник пишет их крошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Этот же прием он использует, когда изображает залитую солнечным светом поверхность ковра на столе. А яблоки и сливы! Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета и формы. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, он использует для точечного прикосновения более жидкую краску. Более чем за двести лет до появления пуантилизма Ян Вермеер Дельфтский применял в своих картинах точечные капельки.

В книге Сальвадора Дали «50 магических секретов мастерства» великий художник-сюрреалист писал, что он готов отрезать себе уши , чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую Вермеер — «лучший из лучших, обмакивал свою несравненную кисть».

Добропорядочный бюргер и прекрасный семьянин

О жизни Яна Вермеера Дельфтского написано множество работ: статей, монографий, диссертаций. Его биография хорошо известна. Родился в Дельфте, ради женитьбы на любимой девушке перешел из лютеранства в католичество, что в протестантской Голландии было равноценно подвигу. Имел 15 детей (четверо умерли в младенчестве), известно даже имя его тещи. Был членом гильдии художников св. Луки, несколько раз избирался ее деканом.

Художник не написал ни одного автопортрета, но исследователи предполагают, что в картине «У сводни», которая находится также в Дрезденской галерее, он изобразил и себя, и свою жену. Писал он картины очень медленно — не больше двух-трех в год. И хотя за них платили хорошие деньги, средств было недостаточно для содержания многочисленной семьи. И Вермеер должен был продолжать дело отца, который всю жизнь торговал картинами. Незадолго до смерти художник разорился и оставил вдове в наследство большие долги.

После смерти Вермеера имя его постепенно забылось. Чтобы продать его работы, они подписывались именами более модных художников, в некоторых картинах дописывались детали. В 1742 году саксонский курфюрст Август III, приобретая картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна», был уверен, что это Рембрандт. Правда открылась только в 1862 году.

Оборотная сторона славы

Вернул Вермеера из небытия французский критик Теофиль Торе (1807-1869 гг.), печатавшийся под псевдонимом Уильям Бюргер. Он называл Вермеера «Дельфтским сфинксом», «Колибри среди воробьев». Его восторженные статьи в «Gazette des Beaux Arts» в 1866 году буквально всколыхнули художественный мир Европы. Полотна Вермеера стали находить в частных коллекциях, выставлять на продажу на аукционах. Несколько картин было продано в США. В российских музеях Вермеера нет, а мог бы быть. Одна из самых поздних картин художника «Аллегория веры» оказалась в коллекции знатока «малых голландцев» Д. И. Щукина. Но на этот раз чутье его подвело и он продал картину. Так Вермеер подписывал свои полотна, но лишь одна картина «У сводни» датирована. Таким образом он обеспечил исследователей своего творчества и искусствоведов на долгие годы — необходимо было установить подлинность и хотя бы приблизительно — время написания картин. Каким только исследованиям ни подвергались картины художника: рентгеновским, радиографическим, дендрологическим, бесконечным анализам пигментов и грунтовок и т.д.

Спрос на картины Вермеера породил подделки и кражи. В ХХ веке с именем Вермеера связаны громкие криминальные истории. Доподлинно были известны только две работы раннего, малоисследованного периода творчества Вермеера «Диана с нимфами» и «Христос в доме у Марфы и Марии», но в тридцатые годы ХХ века загадочным образом нашлись новые полотна на религиозную тематику: «Юный Христос, читающий Тору», «Иисус и грешница» и др.

В годы Второй мировой войны картинами Вермеера заинтересовался Геринг. Он приобрел за огромные деньги «Иисуса и грешницу». После войны одного из посредников продажи фашистам национального достояния художника Ханса Антониуса ван Меегерена голландцы обвинили в предательстве, ему грозил суд. Тогда Меегерен, достаточно известный и вполне благополучный художник, во всеуслышание заявил, что это он написал найденные работы и продал свою собственную картину, так что родину он не предавал.

В 1974 и 1986 годах дважды воровали картину Вермеера «Дама, пишущая письмо», оказавшуюся в Ирландии. Но у нее счастливая судьба: после многих лет странствий и перепродаж картина нашлась в Стамбуле в 1993 г. Сейчас она экспонируется в музее в Дублине. А вот другому полотну «Концерт» не так повезло. Картина была украдена из частного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. «Концерт» является самой дорогой из украденных в ХХ веке произведений искусства и до сих пор находится в розыске.

Последняя сенсационная новость: в 2007 году на предаукционной выставке торгового дома Кристис в Москве была выставлена картина Вермеера «Святая Пракседа» (одна из первых христианских мучениц) которая раньше приписывалась кисти малоизвестного флорентинца Феличе Фиккерелли. В газетах писали, что авторство Вермеера установлено более двадцати лет тому назад и это его ранняя работа (1655 г.). Что это? Рекламный ход или действительно находка века? Слово за специалистами.

Картины Вермеера можно увидеть:

Амстердам, Рейксмузеум: «Улочка», «Любовное письмо», «Молочница», «Женщина в голубом, читающая письмо».

Гаага, Маурицхейс: «Диана с нимфами», «Вид Дельфта», «Девушка с жемчужной сережкой».

Берлин, Картинная галерея. Культурфорум: «Бокал вина», «Дама с жемчужным ожерельем».

Дрезден, Картинная галерея: «У сводни», «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

Франкфурт-на-Майне, Государственный музей искусства: «Географ».

Париж, Лувр: «Кружевница».

Вена, Художественно-исторический музей: «Аллегория живописи».

Лондон, Национальная галерея: «Женщина, стоящая за виржиналем», «Женщина, сидящая за виржиналем».

Эдинбург, Национальная галерея: «Христос в доме у Марфы и Марии».

Вашингтон, Национальная галерея: «Женщина, пишущая письмо», «Девушка в красной шляпе».

Нью-Йорк, Метрополитен музей: «Спящая девушка», «Женщина с лютней», «Юная девушка с кувшином», «Аллегория веры».

Ян Вермеер. В чем уникальность художника

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой». Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как истории его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом , Гойей , Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Читайте также  Обогреватель для лоджии какой выбрать

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Девушка с жемчужной серёжкой

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Открытие реставраторов — авторская версия известной картины Вермеера

Ян Вермеер Дельфтский — Девушка читающая письмо у открытого окна

Сенсационное открытие сделали реставраторы, работающие над картиной Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Они обнаружили, что Купидон, который изначально находился над главной героиней, на самом деле был закрашен не самим художником, как предполагалось ранее, а кем-то другим, через десятилетия после смерти мастера. Теперь, спустя столетия, фигура вновь появляется на полотне и у посетителей Галереи Земпера в Дрездене с 8 мая по 16 июня появится редчайшая возможность увидеть наполовину восстановленную картину.

Ян Вермеер — Девушка, читающая письмо у открытого окна (фрагмент) — в процессе реставрации

О том, что на оригинальном холсте была изображена картина с Амуром, висящая позади главной героини, стало известно 40 лет назад, когда работу просветили рентгеном.

«Но учёные всегда предполагали, что Вермеер сам закрасил его», — говорит Ута Нейдхардт, старший реставратор Дрезденской картинной галереи. Однако лабораторные исследования убедительно доказали, что фигура была скрыта только спустя десятилетия после того, как художник из Дельфта завершил картину. Теперь решено вернуть изображению первоначальный вид.

«На Купидоне был даже найден слой грязи над оригинальным лаком, доказывающий, что картина находилась в своём первоначальном состоянии в течение десятилетий», — утверждает Нейдхардт. Перекраска также была немного темнее того цвета, что использовал Вермеер на заднем плане своей работы, потому что «корректору» нужно было компенсировать потемнение лака на оригинале.

«Открытие делает это полотно совершенно другой картиной», — говорит эксперт.

Ян Вермеер — Девушка, читающая письмо открытого окна — в процессе реставрации

Искусствовед Норберт Шнейдер в своё время указывал, что персики, лежащие в миске на столе рядом с девушкой, — это символ внебрачных отношений, а, следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением любовной связи. Купидон на стене подтверждает эту теорию.

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна», созданная примерно в в 1657-1659 годах, находится в Картинной галерее Дрездена с 1742-го. Тогда польский король Август III Саксонский приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она так же ошибочно была приписана Питеру де Хоху. Однако в 1860 году французский искусствовед Теофиль Торе признал её одним из 35 произведений Вермеера.

Читайте также  Как отремонтировать москитную сетку на пластиковом окне

Ян Вермеер — Дама стоящая у вирджиналя — 1670-е — Национальная галерея, Лондон

Такое же изображение амура встречается на полотне «Дама, стоящая у вирджиналя» из Национальной галереи в Лондоне. Учёные полагают, что это была реальная картина, которой владел Вермеер: в реестре имущества его вдовы, составленном в 1676 году, есть упоминание о «Купидоне».

Художник часто ссылался на другие произведения искусства в своих картинах, чтобы расширить или прокомментировать повествование.

Ута Нейдхардт признаёт, что некоторые зрители, знакомые с картиной до реставрации, с появлением Купидона могут утратить ощущение безмолвия в ней и погружения в себя.
Реставрацию «Девушки, читающей письмо у открытого окна» начал в 2017 году специалист Кристоф Шёльцель из Дрездена. Хотя картина находилась в хорошем состоянии, её поверхность была покрыта лаком, который со временем потемнел и сделал холодные, изысканные цвета картины желтоватыми. На первом этапе Шёльцель сосредоточился на удалении этого слоя.

В ходе работ были проведены лабораторные и рентгеновские исследования, которые подтвердили, что перекраска была сделана значительно позже, чем закончена картина. В начале 2018 года было принято решение удалить более поздний слой и вновь явить публике Амура.
Кристоф Шёльцель кропотливо работает с микроскопом и скальпелем, снимая краску так, чтобы не повредить оригинальный слой картины Вермеера.

Купидон очищен пока лишь наполовину; считается, что для завершения работы потребуется ещё как минимум год. Тем не менее, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» в её нынешнем восстановленном наполовину состоянии будет выставлена с 8 мая по 16 июня в Галерее Земпера в Дрездене.

Ян Вермеер — Сводница — 1656
Жанровая сцена «У сводни» («Сводница») — ещё одна картина Яна Вермеера в коллекции Дрезденской галереи старых мастеров.

По окончанию Второй мировой войны «Девушка с письмом у открытого окна» была вывезена в СССР, но позднее руководство страны приняло решение вернуть картину «во имя укрепления и развития дружбы между советским и немецким народами». Дрезден находился на территории ГДР — дружественного СССР социалистического государства. Некоторые искусствоведы и хранители советских музеев, потерявших сотни экспонатов во время войны, предлагали пожертвовать шедевр Вермеера и «Спящую Венеру» Джорджоне Советскому Союзу «в знак признательности за сохранение и возвращение всемирно известных сокровищ Дрезденской галереи». Но немцы на это не согласились, и полотна вернулись в Германию в 1955 году.

В Дрездене хранятся две картины Яна Вермеера. Вторая — «Сводница» — была восстановлена в период с 2002 по 2004 год.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна»: какую загадку скрывает занавес на картине Яна Вермеера

Искусствоведы единогласно называют Вермеера одним из самых великих мастеров золотого века голландского искусства. С именем Яна Вермеера связаны самые близкие нам картины, возникшие в XVII веке в Голландии. Он любил изображать полуфигуры (в основном, женщин), а не фигуры во весь рост, часть комнаты, а не всю комнату. А вот отличает его то – и это самое существенное – что его картины выдержаны не в обычных тогда золотистых тонах, а светлых, прохладно-серебристых. В палитре преобладают синий и нежно-желтый цвета. Эта особая концепция цвета делает Вермеера чрезвычайно привлекательным и особенным. Никогда ранее материальность вещей не передавалась на полотне с таким очарованием. Особого внимания требует работа Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», с которой связана крайне любопытная история.

История картины

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» — картина маслом голландского художника Золотого века Яна Вермеера. Картина была завершена примерно в 1657–59 годах. Авторством полотна на протяжении многих лет оспаривалось. В 1742 году Август III Польский, курфюрст Саксонии, приобрел картину, ошибочно полагая, что она была написана Рембрандтом. В 1826 году она снова была ошибочно приписана Питеру де Хуку. Должным образом идентифицировать работу удалось лишь в 1880 году, когда французский искусствовед Теофиль Торе-Бюргер нашел полотно и, исследовав, признал его одним из редких произведений голландского художника и восстановил истинное авторство.

Интерьер и сюжет картины

На работе Вермеера изображена молодая голландка со светлыми волосами, читающая письмо у открытого окна. Автор изобразил ее в профиль. Интерьер выдержан в духе всех работ Яна Вермеера. Это изображение части комнаты с любимыми элементами голландского мастера: плотные шторы (обычно окрашенные в синий или красный) и плотное покрывало на столе (это скатерть, напоминающая по своему рисунку восточный ковер). На данной работе и штора, и покрывало имеют темный винный цвет. Мастерски написан ковер, притягивающий все внимание зрителя! Технически тщательно переданы его орнаменты, золотые и синие узоры. В верхней части картины мы видим карниз во всю ширь полотна, на котором висит занавес, выдержанный в темно-оливковой гамме. Ее украшают кисточки с золотистыми вкраплениями. Невозможно не уловить блеск золотых красок на шторе и ковре. Сплошное «вермееровское» очарование текстур! Золотистые нити также украшают черное платье героини. Это дочь хозяйки дома. Молодая девушка, целиком и полностью сконцентрированная на чтении важного для нее письма. Вокруг нее – тишина. В мыслях – исключительно содержание письма.

Ее голову украшает скромный пучок с изящными золотыми завитками, ниспадающими на платье. Ее румяное лицо отражается в витражном окне комнаты. На ковре мы видим блюдце с фруктами, которое чуть опрокинуто, и часть фруктов выпали на покрывало. Это персики и яблоки. Вермеер часто черпал вдохновение в композициях других художников, в том числе мастеров из своего родного Делфта. Мы можем полагать, что до того, как он написал «Девушку, читающую письмо у открытого окна», Вермеер видел картину Гиллиса Гиллиссона де Берга, мастера натюрмортов, в которых преобладали фрукты. И его «Натюрморт» крайне напоминает натюрморт Вермеера.

Символика

Символизм на картине Вермеера практически всегда связан с элементами на столе и интерьером. Скажем, стол украшают персики, которые издавна считались атрибутами спасения и истины. А в руке у героини мы видим письмо… Если мы свяжем эти два символа, то, вполне вероятен такой смысл сюжета — девушка получила письмо от возлюбленного, в котором узнала об его искренних (истинных) чувствах к ней. Рада ли она письму или огорчена его содержимым? Сложно угадать. Искусствовед Норберт Шнайдер в своей работе о Вермеере указывает, что персик с косточкой на переднем плане является символом внебрачных связей. Следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением романа. Открытое окно — это желание девушки вырваться на свободу, измениться, обрести свободу.

О символике ковра говорить сложно. Поскольку ковер на голландской картине XVII века мог присутствовать только по одной причине – доказать солидный статус и благосостояние героя. В эту эпоху персидские ковры стоили нереальных денег, так как доставляли их на перекладных из самых отдалённых уголков Османской империи. Восточные ковры были одним из многих экзотических импортных товаров, которые очень понравились голландцам XVII века. Поэтому присутствие настоящего «перса» или «турка» в доме означало неслыханное богатство его владельца.

Любопытная деталь за зеленым занавесом

Есть еще одна любопытная деталь, которая доказывают романтический подтекст картины. Скрывается она … за зеленым занавесом. Действительно, какова его цель на картине? Красный ковер прекрасно резонирует с красной шторой. Какую роль играет зеленый занавес? Дело в том, что рентгеновские снимки на холсте показали, что изначально Вермеер написал образ Купидона на картине. Когда-то этот путто смотрел на зрителей в правом верхнем углу, за занавесом, а позже кто-то по непонятной причине закрасил ангела и написал его месте занавес. Одно известно точно – это не корректировка Вермеера.

Эта перекраска, которая теперь восстанавливается реставраторами, произошла уже в XVIII веке. Возможна причина того, почему он был закрашен, может скрываться в романтическом характере картины. Вероятно, заказчика, желавшего приобрести полотно, не устраивала столь откровенная (для устоев той эпохи) сцена, поэтому решено было его закрасить. Купидон явно дал бы понять, что содержание письма молодой женщины носило любовный характер.

Тот вариант, который мы имеем возможность созерцать сегодня, нисколько не умаляет достоинства и таланта великого Яна Вермеера Делфтского. А истории с корректировками лишь подогревают всеобщий интерес к полотну, что не может не радовать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: