Витражные краски по стеклу как пользоваться? - DOMEG.RU

Витражные краски по стеклу как пользоваться?

Витражные краски для работы по стеклянным поверхностям

В разрабатывании новых материалов принимают участие не только технологи, но и люди с творческими задатками. Роспись по стеклу – одно из направлений в интерьерной отделки. Для этого необходимы особые, витражные краски.

Что такое витражная краска

Краска для витражей – разновидность лакокрасочных материалов, предназначенных для росписи гладких поверхностей. Они помогают раскрыть творческий потенциал взрослого человека и ребенка. Ими можно разнообразить обыденную стеклянную посуду, сделав из нее достойный презент близкому человеку. Краски для витража могут наноситься на зеркало, стекло либо посуду. Приобрести их можно в канцелярских и других специализированных магазинов по доступной цене. Они не боятся ультрафиолета и устойчивы к истиранию.

Виды в зависимости от состава

Материал отличается не только большим выбором оттенков, но и консистенцией, зависящей от состава. Однако все они после нанесения образуют плотную прозрачную пленку, которая не искажает передачу цветов. Их принято классифицировать, исходя из основы или особенностей нанесения и времени высыхания.

На водной основе

Витражные краски по стеклу на водной основе являются гипоаллергенными и подходят для работы с ними аллергикам. Они не прозрачные, а получаемый результат сход с тем, если делали роспись масляными составами. Среди минусов – недостаточная насыщенность палитры. Связано это с отсутствием содержания смол. Имеют небольшой эксплуатационный срок. Для закрепления орнамента необходим обжиг. Плюс, ложатся они не всегда равномерно и подходят для работ только со стеклом.

Акриловые

В них акриловая основа легко разбавляется водой. По сути, они являются разновидностью водных ЛКМ. Для окрашивания небольших участков используют кисть. Для обработки больших площадей лучше воспользоваться аэрозольными баллончиками. В отличие от водных составов, акриловые смеси обладают более насыщенными цветами. Оттенки легко перемешиваются между собой. Для износостойкости изделия не требуют обжига, но для закрепления результата можно покрыть рисунок сверху акриловым лаком. Они не выгорают на солнце и устойчивы к температурным колебаниям.

Спиртовые

Спиртовые краски по стеклу наиболее устойчивы к внешним факторам. Они оптимальны, если хочется познакомиться с этим видом искусства впервые. Наносят их с помощью кисти, а для удаления состава используют специальный растворитель. Обладают насыщенной яркостью, блеском. Для закрепления результата обжиг не требуется.

Лаковые и другие

Существует разновидность лаковых составом, а также смесей на силиконовой, силикатной основе. Прочность и невосприимчивость покрытия к внешним факторам ЛКМ на основе из силиката или силикона материал приобретается после обжига окрашенного изделия. Поверхность становится гладкой и блестящей. Лаковые краски или изделия на органической основе узнаваемы по резкому запаху. Обработанные участки не следует обжигать. Сама краска сохнет несколько суток после чего поверхность можно протирать. Для разбавления требуется специальный растворитель, желательно той же марки.

Краска на любой основе не наносится на места, соприкасающиеся с пищей.

Отличия обжигаемых и необжигаемых витражных красок

Обжигаемые и не требующие обжига краски отличаются последующей обработкой. К ому же, материал не требующий дополнительной термической обработки более прост в использовании. Потому «необжигаемые» краски оптимальны для начинающих художников-декораторов, а также, когда требуется красивое обрамление стекол.

Для покупателей на банках с ЛКМ предусмотрена подсказка. Так, на упаковках (баночках) с «обжигаемой» краской имеется надпись «Porcelain» или «Porzellan». Средняя температура обжига колеблется от 120 до 160 градусов, а время от получаса и до полутора часов. Окрашенное изделие ставят в холодную духовку и только потом доводят температуру до нужных градусов.

Используя краски, нуждающиеся в контурах важно помнить, что и контур должен быть обжигаемым.

«Необжигаемые» составы обладают более насыщенным, ярким цветом. Однако срок высыхания у них достигает трех недель и только спустя месяц, окрашенную поверхность можно мыть.

Какие витражные краски лучше выбрать

Выбор красок для витражей обусловлен конкретной задачей, а также навыков работы с ними. Каждый вид материала оптимален в отдельно взятом случае. Лаковая краска для стекла идеальна для профессионалов, оформляющих промышленные объекты, выполняющие крупные заказы. Цветовая гамма соответствует требованиям, плюс широкий выбор оттенков. Ими можно работать не только со стеклом, но и расписывая предметы меблировки, тканевые поверхности. Они в равной степени применимы для оформления стеклянных и фарфоровых изделий. Идеальны, когда требуется различная техника нанесения.

Для любительского оформления, а также для детских работ оптимальны краски на водной основе. Коэффициент выцветания некритичен, а также не содержат токсичных веществ:

  • Они подойдут, если требуется временное оформление, которое в последующем можно смыть;
  • Ими можно декорировать небольшие предметы, вазы, тарелки и так далее.

Именно этот тип ЛКМ выбирают, когда на изделие требуется написать поздравительное или памятное послание.

Особенности нанесения витражной краски

Для работы с красками для витража важно запастись рядом полезных инструментов. Для начала лучше использовать необжигаемые краски. Плюс, небольшие кисточек с жестким ворсом. Некоторые предпочитают работать губкой. Удалить ненужные штрихи поможет растворитель. Для работы нужно приобрести контурные краски, которые помогут сохранить очертания узора и не дадут основным составам смешаться.

Этапы росписи витражными красками

Перед началом работ, важно определить дизайн узора. Лучше сделать набросок, как трафарет, приложив его к внутренней стороны обрабатываемой поверхности, а его границы на внешней стороне очертить маркером или фломастером.

Перед декорированием поверхность обезжиривают.

  1. Краски для витража для контуров должны наноситься аккуратно, не допуская размазывания растекания краски. Он должен хорошо просохнуть. Время сушки, как правило, указывается производителем на упаковке.
  2. Далее идет непосредственно само раскрашивание кисточкой или губкой. Образующиеся пустоты у границ контура можно закрасить вторым слоем. Краска наносится прямо на окрашиваемый участок, а дальше растирается.
  3. Если расписывают акриловыми красками, то наличие контуров необязательно. По желанию его можно нанести, тогда узор целиком будет напоминать витраж, а без очертаний это больше похоже на живопись по стеклу.
  4. При необходимости окрашивания больших площадей, то применяют аэрозольные балончики. Они могут иметь масляную, латексную, акриловую основу или быть термостойкими. Популярностью пользуются акриловые составы.

Такие спреи обладают неплохой сцепляемостью с поверхностью, покрывая даже труднодоступные места. Не требуют дополнительных приспособлений для нанесения. Быстро сохнут, представлены в многообразной цветовой гамме. Нередко профессионалы используют аэрозоли для прорисовывания мелких деталей. Все зависит от опыта и ловкости. Среди ощутимых минусов – невозможность разбавить состав. К тому же, цвета нельзя перемешивать. А наличие вспомогательных эскизов увеличивает расход краски.

Меры предосторожности при работе с витражными красками

Несмотря на отсуствие особо вредных компонентов, с ЛКМ нужно работать, соблюдая меры предосторожности. Нежелательно, держать тюбики и баночки с красками в открытом положении. В закрытом виде их следует выбрасывать после использования.

Несмотря на гипоаллергенность работать со смесями нужно, защитив руки перчатками. В случае работы с аэрозолью, следует надевать респиратор. При попадании веществ на слизистую необходимо промыть участок и обратиться к врачу. Освоив эту технику росписи можно создавать для дома и друзей оригинальные вещицы обихода, а также немного видоизменять интерьер дома, квартиры.

Видео: Роспись на стекле витражными красками

Роспись по стеклу для начинающих

Витражная роспись (роспись по стеклу, витражный рисунок) – это изображение, выполненное специальными красками на гладкой стеклянной поверхности. Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – поистине великолепное зрелище. К счастью, для того, чтобы создать собственную витражную роспись, не нужно иметь какую-то специальную подготовку. Достаточно подобрать подходящий эскиз, взять основу, краски, ну а вдохновение придет само собой, стоит только получше узнать историю витражей, изучить особенности разных техник и вдохновится готовыми работами.

Содержание

  • История росписи по стеклу
  • Виды витражных красок и их особенности
  • Материалы и инструменты для росписи витражей
  • Техники витражной росписи
  • Роспись по стеклу пошагово
  • Полезные советы
  • Видео: примеры росписи по стеклу
  • Готовые наборы для начинающих
  • Примеры готовых работ

История росписи по стеклу

Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.

В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.

В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.

Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.

Виды витражных красок и их особенности

Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.

1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.

Плюсы:

  • Сохнут (перестают липнуть) в течение 3-4 часов, полностью высыхают за 24 часа. Потом роспись можно мыть водой.
  • Готовая роспись не боится пыли.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Отменно смешиваются друг с другом.
  • Если нужно что-то изменить, невысохшая краска легко смывается водой.

Минусы:

  • Не такие яркие, как краски на органической основе.
  • Без обжига или лакового покрытия на рисунке появляются царапины.
  • Из-за густой консистенции водные краски не подходят для больших заливок.
  • По мере высыхания могут слегка отходить от контура, поэтому у краев рисунка краску нужно класть более толстым слоем, чем в центре. Готовую работу следует перед сушкой проверить на наличие «дырок».

2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.

Плюсы:

  • Не требуется обжиг.
  • Яркая глянцевая поверхность красочного слоя.
  • Самостоятельно равномерно распределяется по поверхности.
  • Идеальный выбор для масштабных росписей – стен, дверей, окон, зеркал.

Минусы:

  • Нельзя нагревать ни при каких условиях.
  • Высыхание в течение 10 дней. В первые 2-3 дня нельзя касаться красочного слоя.
  • Бережная сушка. Работу следует высушивать в чистом помещении, поместив ее в чистую картонную коробку и накрыв тонкой дышащей тканью.

Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.

Материалы и инструменты для росписи витражей

Материалы для росписи

Читайте также  Как снять штапик с деревянного окна

Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:

  • Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
  • Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
  • Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
  • Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
  • Мастихин для растушевывания краски.
  • Прозрачный акриловый лак.
  • Трафарет и маркер для переноса рисунка.
  • Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
  • Спирт для обезжиривания поверхности.

Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.

Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.

Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.

Техники витражной росписи

Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.

  • Контурная техника позволяет сразу представить результат работы. Сначала нужно обвести все линии эскиза контуром. После его полного высыхания приступают к закрашиванию внутренних фрагментов. Готовый рисунок, благодаря своей нарочитой схематичности, очень напоминает настоящий витраж.
  • Бесконтурная техника более сложная. Она предполагает, что краски свободно растекаются по стеклу, смешиваясь друг с другом и создавая причудливые абстракции. Здесь требуется особое мастерство, глубокое знание свойств разных красок в зависимости от бренда, основы, степени разбавления, сочетаемости цветов.
  • Многослойная техника подразумевает нанесение краски в несколько слоев, причем качество смешивания цветов зависит от того, насколько сырыми были нижние мазки. Это позволяет добиться весьма реалистичных объемных изображений, передать тонкую игру света и тени. Для данной техники лучше всего подходят краски на водной основе.
  • Точечная роспись – это заполнение контуров и самих фрагментов множеством точек. Один и тот же эскиз можно использовать для создания разных рисунков, стоит только поменять плотность нанесения и размер точек.

Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.

Роспись по стеклу пошагово

Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.

  1. Рабочую поверхность нужно обезжирить спиртом, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась.
  2. Приложите трафарет к стеклу (можно закрепить его кусочками бумажного скотча) и аккуратно обведите контуры маркером. Теперь осторожно снимите трафарет, чтобы не смазать линии. Не спешите. Также лист с изображением можно расположить за стеклом.
  3. По линиям нанесите контуры, двигаясь от центра к краям. Старайтесь, чтобы линия была сплошной и как можно более ровной по толщине. Сначала контуры могут быть неравномерные – это нормально. С опытом будет получаться всё лучше.
  4. Теперь контур должен как следует просохнуть, время сушки указано на упаковке. Если поспешите, то линии смажутся, и рисунок будет испорчен.
  5. Затем заполняйте краской каждый фрагмент. Двигайтесь от середины к краям. Цвета смешивайте только на палитре.
  6. К фону приступайте после того, как вы проработали все детали изображения. Теперь готовую роспись нужно высушить, защитив поверхность от попадания пыли. Время сушки, как мы уже указывали выше, зависит от основы краски. Если краска на водной основе, то для закрепления рисунка нужно изделие обжечь в духовке или покрыть бесцветным акриловым лаком.

Полезные советы

  • Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
  • При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
  • Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
  • Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
  • Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.

Видео: примеры росписи по стеклу

Более подробно познакомиться с техниками витражной росписи вы можете, посмотрев вот эти видео.

Готовые наборы для начинающих

Если вы не знаете, с чего начать свои первые шаги в витражной росписи, в каталоге вы найдете отличные наборы с витражными раскрасками. С их помощью вы не только «попробуете на вкус» витражи, но и создадите красивый и стильный предмет интерьера. Подберите свой витраж и рисунок.

Готовый набор для росписи

В наборе есть все необходимое:

  • основа с готовым контуром;
  • витражные краски;
  • мастихин для растушевывания;
  • цветная схема;
  • стразы для украшения.

а также в комплекте некоторых наборов идет часовой механизм с подвесом и стрелками.

Примеры готовых работ

Нет вдохновения? Не знаете, что нарисовать? Взгляните на эти работы в технике витражной росписи и начинайте рисовать!

Витражные краски: характеристики и особенности использования

Многие творческие люди ищут новые идеи и способы для создания своих фантазий. Одним из необычных товаров на рынке стали – витражные краски. С помощью них можно декорировать любой стеклянный предмет в нечто оригинальное и красочное. В этой статье рассмотрим, как пользоваться витражными красками, как их наносить на стекло.

Краски витражные

Видя витражные картины, мы зачастую любуемся ими, завидуя мастерству создателя. Теперь имея краски для витража, мы и сами можем рисовать свои небольшие шедевры.

Яркость таких красок обязательно подарит ощущение праздника и хорошее настроение любому ценителю красоты и творчества. А тематические трафареты для витражных красок и разнообразные аксессуары, сделают изделие приятным и эксклюзивным подарком.

Мы можем творить на стекле окон и на зеркалах, на посуде и на плитке, расписать ночник и шкатулку. Стоит лишь попробовать создать нечто удивительное и новые идеи не заставят себя ждать. А разнообразие цветов позволит воплотить даже самые диковинные задумки.

Основы красок

Краски для создания витража по своему составу делятся:

  • Краски на водной основе – они жидкие и легко смываются водой, поэтому после создания рисунка, изделие обжигают в духовке при температуре около 150 градусов. Они хорошо подходят для больших поверхностей и изделий, часто сталкивающихся с водой. Часто их используют для детского рисования, так как они экологичны.
  • Краски на спиртовой основе – они жидкие, но довольно стойкие, поэтому их не обжигают после нанесения. Они очень блестящие и яркие, хорошо смотрятся на гладких поверхностях. Если вдруг необходимо стереть краску, её удаляют с помощью ацетона или растворителя.
  • Краски на лаковой основе (или сольвентной) – они довольно густые и поэтому сохнут дольше, чем другие краски. Высыхая, они становятся гладкими, их оттенки менее яркие, но глянцевые. Краски на сольвентной основе равномерно покрывают поверхность и могут скрыть мелкие шероховатости или неровности плоскости.

Многие профессионалы делят краски просто на акриловые (на водной основе) и алкидные (на органической основе):

  • Акриловые – разводятся водой и за счёт этого быстро сохнут. Они используются на любой ровной поверхности. При полном высыхании обжигаются, и изделие спокойно переносит мытьё водой. Запах у них слабый и не режет глаза.
  • Алкидные – густые и текучие с резким сильным запахом. За счёт своей консистенции, такие краски сами растекаются по поверхности ровным слоем. Некоторые из них долго сохнут, другие быстро и разводятся только специальными разбавителями. Такие краски не обжигают и используют для предметов мебели.

Важно! Нанося витражные краски своими руками, следует помнить, что наносить их на посуду можно только с внешней стороны, а используя для предметов интерьера, на них не должны попадать прямые солнечные лучи.

Обжиг расписанных изделий

Краски для витражной росписи подразделяют ещё и по их закреплению на изделиях.

  • Закрепляемые – после высыхания краски, изделие обжигают в духовом шкафу, примерно от получаса до часа при температуре до 150 градусов. После таких процедур его можно спокойно мыть даже чистящими и моющими средствами, не боясь стереть краску.

Для того чтобы узнать при какой температуре и сколько времени нужно обжигать имеющеюся краску, надо всего лишь внимательно изучить этикетку на баночке с краской. У каждой краски и фирме свои нормы обжига.

Единственным недостатком таких красок, может стать их почти непрозрачность. Поверхность изделия будет матовая и не очень яркая.

  • Не закрепляемые – краску на изделии не закрепляют с помощью обжига. Она сохнет сама при комнатной температуре. Разные краски, в зависимости от фирмы производителя, сохнут по-разному, от нескольких часов до нескольких дней. Узнать время высыхания определённой краски можно также изучив этикетку на баночке.

Такие цвета получаются яркими, сочными и достаточно прозрачными, чтобы, например, расписанное стекло на двери, пропускало достаточно света. Для начинающих художников рекомендуют начинать именно с таких красок, так как не все смогут сразу правильно справиться с обжигом.

После полного высыхания краски на изделии, его можно мыть, но без замачивания и моющих средств. Если вдруг краску понадобится стереть, это сделать сможет только специальный для данной краски растворитель.

  • Прилипалы или трансферные краски – это краски, при высыхании образующие тонкую плёночку, которую при желании можно наклеить на любую гладкую поверхность. Со временем её можно несколько раз переклеивать на разные места.

Такие краски на водной основе и поэтому безопасны для детей. Им очень нравится творить такими красками, а потом наклеивать на любимые вещи или предметы мебели. Если такой рисунок наклеить на посуду, после обжига ей можно пользоваться и мыть.

  • Запекаемые гранулы – самая новая разновидность объёмных красок для витражного рисования. Они выпускаются в виде небольших разноцветных гранул и используются как декор для витража.

Если мы украшаем стекло, гранулы приклеиваем с помощью специального клея, предназначенного для этого вида краски, ждём пока высохнет и обжигаем в течение нескольких минут.

Совет! Используя витражную краску в гранулах, знайте, что матовые цвета запекаются быстрей, чем прозрачные.

Подготовка перед созданием витража

Для начала нужно подготовить всё, что нам понадобится в процессе работы над созданием своего витража:

  • Краски для создания витража – берём цвета по своему вкусу.
  • Контуры для стекла – они продаются вместе с красками и бывают разных цветов.
  • Маркер – для нанесения рисунка на стекло.
  • Акриловый лак – для закрепления красок.
  • Сам рисунок – его мы будем наносить на стекло.
  • Трафарет – для рисования, если нет рисунка.
  • Стекло – продаётся уже готовое под роспись витражными красками, разных размеров.
  • Вода или разбавитель – в зависимости от того, какие краски мы используем.
  • Спирт или ацетон – для обезжиривания поверхности стекла.
  • Ватные палочки – чтобы убирать излишки краски.
  • Иголка или зубочистка – на случай если появятся пузырьки краски.
  • Палитра – для смешивания цветов.
  • Кисти конусные – лучше подготовить несколько, толстые и тонкие.
  • Тряпка – ею удобно вытирать лишнюю краску с кисти.
  • Газеты или клеёнка – застелить рабочее место.
Читайте также  Реверсивные вентиляторы для окон

Подготовив необходимые инструменты и материалы, можно смело приниматься за творчество.

Нанесение витражной краски

Для начинающих художников ниже приводится пошаговая инструкция, как сделать витраж в домашних условиях:

  1. Для начала, нужно застелить стол газетами, бумагой или клеёнкой, любым материалом, который не жалко испачкать.
  2. Если картинка, которую мы будем создавать с рисунка, кладём его на стол, а сверху стекло. Если мы будем использовать трафарет, то его укладывают на стекло.
  3. Маркером обводим контуры рисунка или трафарета, чтобы воссоздать его на стекле. Можно убирать трафарет или рисунок, теперь картинка у нас на стекле.
  4. С помощью специального контура для рисования по стеклу, обводим нашу картинку, стараясь выдавливать его равномерно. Дождаться, когда он высохнет примерно полчаса.
  5. Кистью наносим краски внутрь контуров, при необходимости смешивая их на палитре. При появлении пузыря краски, проткнуть его иголкой.
  6. Заполнив все контуры своими цветами, отложим работу и подождём, когда она высохнет. Время высыхания краски указывается на упаковке.
  7. Когда краска полностью высохнет, можно покрыть рисунок акриловым лаком. Это защитит витраж и сделает его более износостойким.

Важно! Если краски требуется разбавить, делать это надо только специальным разбавителем и конкретно для данной краски. Они продаются вместе с красками.

В этой статье мы узнали, что такое краски витражные как пользоваться ими и как создавать красочные рисунки на стёклах (см. Роспись по стеклу витражными красками: технология выполнения), зеркалах, посуде и других поверхностях. Создавая такие картинки, мы с лёгкостью сможем сэкономить на подарках, так как цена на краски для витражей придётся любому по карману. Творческая идея придётся каждому по душе и всегда найдёт своё место.

На видео в этой статье можно более подробно посмотреть, как самому создать витраж.

Витражная роспись. С чего начать? Может с красок?

Статья будет полезна тем, кто решил попробовать витражную роспись, но не знает с чего начать. Я начну с красок, потому что, как показала практика и многочисленные вопросы в инете, эта тема вызывает больше всего вопросов. Я не буду делать анализ конкретных фирм-изготовителей (об этом позже), я хочу рассказать о свойствах различных витражных красок и особенностях их применения.

Зайдя в магазин, вы видите такую картину.

Краски, краски, краски. Все разные. Какая мне нужна? Попробуем разобраться.

Прежде чем начинать расписывать витражной росписью, надо уяснить, что витражные краски бывают двух основных видов*:

— сольвентные на органической основе;

Сольвентные краски сразу можно узнать по сильному неприятному запаху. Поэтому лучше всего наносить эти краски в проветриваемом помещении и не давать пользоваться детям. Если вы беременны , то тоже лучше не пользоваться этими красками. Самая важная особенность сольвентных красок — они не переносят нагревания, поэтому их обжигать нельзя ни в коем случае и нельзя сушить феном – краски покоробятся. Еще один минус этих красок – они очень долго сохнут (до двух-трех суток). В первые сутки после нанесения, роспись трогать нельзя, даже если очень хочетсяроспись по стеклу! Поэтому даже и не думайте пальчиком проверить – высохла , не высохла. Точно вам говорю – не высохла и отпечаток пальца гарантирован. На вторые сутки краска уже не залипает, но очень легко царапается и продавливается ногтем. Окончательно краска высохнет дней через 10. Хотя если нужно изделие помыть, то воды она не боится уже на 2-3 сутки после нанесения. Но тут все равно нужна осторожность. Краски разные и условия высыхания тоже разные, поэтому лучше не мыть бокал хотя бы дней 5.

ВАЖНО! Так как сольвенты долго сохнут – они очень, очень, очень бояться пыли. Поэтому не надо в комнате, где сохнет ваша ваза, гладить, встряхивать белье, или делать «летающее» покрывало на диван. Поверхность росписи будет выглядеть так, будто ее посыпали солью или мелким песком. На просвет выглядит очень неаккуратно. Что делать, если нет отдельной комнаты или мастерской, куда не ломятся табуны родственников? Выход – картонная коробка, накрытая тонкой бумагой. Еще один выход – картонный аналог лайт- куба (ну или сам лайт-куб) для фотографирования, только закрытый со всех сторон. Учтите, воздух должен поступать, поэтому не надо коробку запечатывать намертво скочтем.

Теперь плюсы сольвентов. Самый важный плюс – эта краска необычайно яркая и глянцевая. Высохнув наконец, эта краска становится достаточно прочной, а так как в ее основе — смола, то она как бы «вплавляется» в стекло, не реагируя на воду, конденсат, отрицательные температуры (чуть ниже я порассуждала на эту тему). Поэтому именно сольвенты используют при росписи окон, дверей, зеркал в ванной. Еще эта краска жидкая (в свежем виде), и поэтому именно ею делают заливки больших размеров, т.е. окон, дверей и т.п. За это сольвенты очень любят профессионалы. Еще сольвентная краска отличается тем, что как бы вы ее не залили или закрасили, она сама равномерно распределяется и поверхность выглядит очень ровно и гладко, без натеков, следов мазков и пятен. А если покрыть эту краску соответствующим лаком, то ваша роспись будет если не вечной, то уж точно долговечной!

Водные краски имеют в своей основе воду (понятно из названия), поэтому они совершенно не пахнут и их можно использовать в детском творчестве. Водные краски очень быстро сохнут – самый важный плюс этой краски. Через 3-4 часа краска обычно уже высыхает и не залипает. А через сутки роспись можно мыть водой. Водные краски можно обжигать. Обычно обжигают при температуре 160 градусов от 60 до 90 минут. На баночке с краской обязательно стоит и температура и время обжига. Но только не забудьте – изделия нужно ставить в еще холодную духовку , а доставать их нужно из уже холодной духовки. Тогда опасность того, что бокал или ваза лопнут, исчезает. После обжига водная краска становится очень прочной и не боится воды. В инете встретила как-то интересное высказывание о том, что «я боюсь обжигать в своей духовке, ведь я там готовлю, и боюсь что это может быть опасно». Так вот – обжигают только водные витражные краски, а при обжиге испаряется только вода, которая не может быть опасна. Поэтому , обжигайте без страха!

Еще один плюс водных красок – они не боятся пыли, так как быстро сохнут и пыль не успевает налипнуть. Но все же стоит быть осторожнее с росписью хотя бы пару часов.

Минус водных красок – они не такие яркие, по сравнению с сольвентами. Но тут не все так однозначно. Этот минус кому-то наборот покажется плюсом, так как водные краски более естественные. Учтите, что без обжига, водные краски очень не устойчивы к царапинам. Выход – или обжечь, или покрыть лаком.

Водные краски более густые, по сравнению с сольвентами. Поэтому сделать ими большую заливку очень трудно. К тому же, так как краска застывает очень быстро, то делая большую заливку, будьте готовы к тому, что пока вы растягиваете кистью заливку с одной стороны, другая сторона уже подернулась пленкой и при дальнейшем растягивании заливки эта сторона уже будет с натеками.

Еще одно неприятное свойство водных красок – при высыхании они как бы стягиваются и могут отстать от контура и тогда получается «дыра» в заливке. Выход – кладите краску у контура более густо, чем в центре рисунка, и обязательно просматривайте работу перед тем, как поставить сушиться на предмет таких «дыр», вовремя исправив заливку. Если вам не нужная толстая заливка, просто растягивайте краску, чуть-чуть заходя на контур.

ВАЖНО! Витражные краски (как водные, так и сольвентные) на готовом изделии не должны соприкасаться с пищей и питьем. Вы усмехнетесь, мол, это и так подразумевается, но я встречала полные страдания вопли «почему краска на тарелке царапается вилкой, когда я ем?!». Витражные краски, даже обжиговые все равно не такие прочные, как промышленные высокотемпературные краски, которые обжигают при температуре от 500 град. А уж эмали для керамики вообще обжигают при 1000 град. и выше. Куда уж тут витражным краскам. Все таки витражные – это декоративные краски, а не пищевые (извиняюсь, не знаю термина для красок, которыми можно расписывать внутреннюю часть посуды, знаю только, что эти краски обязательно сертифицируются). По тем же причинам нельзя, чтобы роспись на бокалах и стаканах соприкасалась с губами. Поэтому, придумывая рисунок бокала, чашки или стакана, запланируйте небольшой отступ от края, свободный от росписи.

Ну что ж. Вы теперь представляете, что такое сольвентные и водные краски и какие у них свойства. Поэтому планируя роспись, идите от предмета, который вы будете расписывать. Если это лампа, подсвечник, плафон от лампы, то теперь вы знаете, что нужно использовать водные краски, так как сольвенты не любят нагревание. Опять же, если вы решили расписать посуду под горячее питье, т.е. чашку для чая, кофе, бокал для глинтвейна, вы так же возьмете водные краски. В противном случае, наливая чай в чашку, вы будете вдыхать аромат не только чая, но и смолы, из которой сделана сольвентная краска. Но вы можете быть абсолютно свободны в выборе краски для декора предметов, которым не грозит нагревание. Здесь полет вашей фантазии ничем не ограничен. Бокал для вина или шампанского получится очень ярким и глянцевым, если расписать его сольвентами. Правда, я рекомендую все же закрепить роспись лаком. Посуда чаще соприкасается с водой и лишняя прочность не помешает.

Под конец хочу порассуждать на тему отрицательных температур и росписи на окнах (возник такой вопрос у заинтересованных лиц витражные краски ). Что могу сказать? Прежде чем с радостью начинать расписывать самим окно, предвкушая цветную красоту, обязательно имейте в виду, что на прочность вашей росписи будут влиять много факторов. Сначала обязательно подумайте — а где установлено мое окно: на солнечной стороне или наборот, какой стеклопакет у меня (двойной, тройной) и есть ли он вообще, какие краски я использую. Теперь по порядку. Если окно на солнечной стороне — со временем любые краски выгорят (даже очень дорогие). Выход — делайте витраж различными бесцветными прозрачными структурными пастами, иммитирующими толстое фактурное стекло. Поверьте, здесь простора для полета фантазии не меньше, чем в цветной росписи. Что зависит от стеклопакета? Насколько я знаю технологию — между стеклами закачивается инертный газ или сухой воздух, препятствующий замерзанию внутреннего стекла. В общем, чем больше стекол , тем больше гарантий того, что на вашу роспись на внутренней стороне стекла отрицательные температуры влиять не будут. Но даже двухкамерный стеклопакет должен защищать вашу роспись. Думаю перед росписью нужно пролистать соответствующую литературу и узнать какая температура будет на внутреннем стекле, если за окном минус 60 град. Если установлены простые деревянные рамы – не думаю, что роспись продержится до пенсии ваших внуков. Но, скорее всего, лет 5 роспись продержиться (к примеру, гарантия стеклопакета 5-6 лет, а это металлический профиль!). Теперь краски – используйте только сольвенты! Вариантов не существует. Вы не сможете обжечь роспись на оконном стекле, поэтому водные краски прочно держаться не будут. Даже без воздействия отрицательных температур, конденсат на окнах сделает свое подлое дело и водные краски облезут довольно быстро. Как показала практика «живет» витраж на водных красках не больше двух лет.

Читайте также  Регулировка верхней петли пластикового окна

Еще одно замечание насчет красок. Если вы хотите получить результат на 10 000 рублей (а столько стоит в среднем кв.м. заливного витража), то не используйте краски стоимостью «3 копейки», т.е. совсем дешевые для детского творчества. Краска за 40 рублей /флакончик не будет держаться так, как Vetro color за 270р. А если хотите, чтобы ваша роспись на «экстремальном» оконном стекле продержалась минимум 10 лет, то тут уже используются промышленные профессиональные лаки и краски (Форум стекольщиков — двухкомпонентные краски Palina, читайте).

Ну и последняя рекомендация в этот раз – контуры для витража также бывают обжигаемыми (на водной основе) и необжигаемыми. Поэтому, используя водную краску под обжиг, используйте и соответствующий контур под обжиг.

Надеюсь моя статья поможет кому-то правильно выбрать краску для витражной росписи. Я хочу, чтобы ваша роспись радовала ваших покупателей, родственников, друзей и знакомых как можно дольше!стекло

Не в качестве какой-либо рекламы, а в качестве ответов на возникающие вопросы, рекомендую посетить сайты Вячеслава Роде «Школа витражной росписи» и «Центр витражной росписи». Киевский художник очень подробно и досконально делает анализ существующих красок, паст, лаков, их свойств. Кроме того, Вячеслав не жадничает и делится своими авторскими техниками, которые сильно обогатят ваше творчество. Еще рекомендую к посещению сайт Екатерины Голанд, который поможет задать планку в творчестве, а также найти описания различных красок.

*Существуют еще спиртовые краски и краски-прилипалы, но про первые я ничего не знаю (никогда не видела), кроме отзывов в инете о недолговечности этих красок, а вторые больше подходят для детского творчества. Считается, что по своим характеристикам, спиртовые краски практически не отличаются от сольвентных.

Витражная роспись, материалы и всё необходимое

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись — это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке — это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу — это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир — это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня — это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса — это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка — это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит — носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы — это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски — это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус — это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая — Лефранк, голубая — Pebeo, желтая — Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов — структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: